Иску́сственные языки́ — специализированные языки, в которых лексика, фонетика и грамматика были специально разработаны для воплощения определённых целей. Именно целенаправленность отличает искусственные языки от естественных. Существует более тысячи.
Причины для создания:1) облегчение человеческого общения (междунар. вспомогательные языки, коды)
2) придание художественной литературе дополнительного реализма - («glossopoeia»-слово Толкиена)
3) лингвистические эксперименты
4) обеспечение коммуникации в вымышленном мире
5) языковые игры
Иногда вместо выражения искусственный язык употребляется :
- международный язык (то есть через цель языка, его предназначение), а также варианты этого названия.
- сконструированный язык
- плановый язык
- вспомогательный язык
Постепенно первые три варианта приобрели более узкое и специфичное значение, а именно:
- международный язык — любой язык, использующийся для общения людей разных стран (естественный или искусственный); ср. язык межнационального общения;
- сконструированный язык — любой искусственный язык, предназначенный для общения людей (международный или немеждународный);
- плановый язык — искусственный международный язык (то есть входящий одновременно в обе предыдущие группы).
NB: вне сообщества эсперантистов, плановый язык - набор правил естественного языка с целью его унификации.
Идея создания ИЯ - 17/18 века ( упадок латыни + идея рационального языка )
Хронология развития: Расмус Раск ( 1823) => универсалглот Жана Пирро (1868) => волапюк Шлейера (1880) => эсперанто Людвика Заменгофа (1887)
Резоны быть сторонником ИЯ:
1) Опираясь на теорию Сепира-Уорфа, можно предположить, что данный язык должен способствовать более совершенному мышлению ( например лаадан в феминистском романе), ограничивать, как новояз в романе Оруэлла или упрощать, как токипон.
Стивен Пинкер (язык, как инстинкт - каждое новое поколение изобретает свой сленг и грамматику)
2) Правило телескопа - легче выучит сперва какой-то искусственный язык, а уже затем естественный (педагогическая ценность эсперанто)
3) Конкретный язык является более лёгким для выражения и понимания понятий в одной области, но более трудным в других областях.
1) Опираясь на теорию Сепира-Уорфа, можно предположить, что данный язык должен способствовать более совершенному мышлению ( например лаадан в феминистском романе), ограничивать, как новояз в романе Оруэлла или упрощать, как токипон.
Стивен Пинкер (язык, как инстинкт - каждое новое поколение изобретает свой сленг и грамматику)
2) Правило телескопа - легче выучит сперва какой-то искусственный язык, а уже затем естественный (педагогическая ценность эсперанто)
3) Конкретный язык является более лёгким для выражения и понимания понятий в одной области, но более трудным в других областях.
лаадан - агглютинативный язык, где аффиксы используются для выражения разных чувств и настроений, для избежания двусмысленности.
токипон - язык 120 слов (еще больше словосочетаний, которые нужно запоминать как отдельные лексемы, язык добра-примитивизм)
новояз 1) разделение языка на три словаря 2) сокращение словаря и ликвидация смысловых оттенков 3) навязывание словам политической позиции 4) аббревиатуры и сложносокращенные слова 5) предельно упрощенная грамматика. Лингвистический образ тоталитаризма.надсат - устный язык-арго подростков в "Заводном апельсине" - англо-русский, для придания юношеского максимализма (от "надцать" - суффикса порядковых числительных от 11-19 (teen age)). сленг был использован, чтобы создать роман вне времени ( а не сленг 50-60-ых лишь)
линкос - lingua cosmica (произноситься не будет, его можно закодировать в любой системе, н/р двоичной)
Комментариев нет:
Отправить комментарий