понедельник, 26 марта 2018 г.

36. Попытки обучения обезьян языку

Обучение обезьян речи (раньше также Феномен «говорящих» обезьян) — процесс обучения больших человекообразных обезьян (шимпанзегорилл и орангутанов) активному использованию языка жестов и/или других видов речи.
Давно еще пытались обучить, но только в 1916 г. Уильяму Ферниссу удалось обучить орангутанга произносить и правильно употреблять слова "папа" и "чашка" - при этом обезьяна не совершала движений языка и губ (т.к. им это не свойственно при общении).

Большие обезьяны восприимчивы, обучаемы и могут решать логические задачи (Вики) (так что в приницпе язык - это наша единственное различие с ними). Обезьяны обладают лингвистическими способностями, но развить их мешает строение голосового аппарата (+ в их мозге нет математических структур => отсюда трудности в различении 5-6 предметов. ! у индейцев "пирахан" есть схожие проблемы, т.к. нет числительных, только слова "много" и "мало").
  во время эксперимента Вики было замечено, что она сопровождает слова определенными жестами (жесты - важное средство их коммуникации). Они решили обучить шимпанзе языку глухонемых  - амслену в 1966 (он хорошо изучен и даёт возможность сравнить развитие шимпанзе и глухонемых детей). К 1976 около 10-ти особей знали этот язык.


Шимпанзе, бонобы и гориллы обладают символическим мышлением, а посему способны обобщать и использовать знакомые жесты в новых ситуациях. Человекообразные обезьяны используют слова в переносном смысле и владеют метафорами. Комбинируя слова, могут создавать новые понятия: туалет - грязный/хороший
Они обладают чувством юмора. По уровню развития остаются на уровне 2-3 летних детей.
Бонобо - самый интеллектуальный вид приматов (самка бонобо сама обучила ребёнка чел.знакам).Знаменитый самец Камзи научился распознавать на слух 3 тыс. англ. слов и использовать 500 лексиграмм для общения.

Герберт Террес - критик и скептик в отношении феномена говорящих обезьян (+ Ноам Хомски и Стивен Пикер(??))
1) их недостаточно и некачественно обучали
2) им давали подсказки
3) они овладевали в 2 р. меньшим словарным запасом, чем ребенок в том же возрасте

Причины, почему не могут говорить как люди:
1) мозг не тот
2) голосовой аппарат не тот
3) мозг не может управлять голосовым аппаратом

Эксперименты с макаками:
1) В.Х. Либерман - изучил пасть мёртвой мартышки, сделали её гипсовую модель и ввели данные в компьютер (узнать спектр звуков)
2) Уильям Текумсе Фитч - живая макака и рентген, отсняли разные положения  и создали компьютерную модель горла (которой давали команды. Как минимум 3 гласных (кроме i) - возможны. а также согласные - 
p, b, k и g, а также h, m и v. 
=> мы бы без проблем понимали их речь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

45. Восприятие в психологии. Особенности процесса восприятия речи. Модели восприятия речи человеком.

Восприятие в психологии: 1) по основной модальности: зрительное, слуховое и кинестетическое  (вкусовое, обонятельное, восприятие своего тел...